Приказ минтранса №36 о тахографах

Приказ Минтранса №36 об утверждении требований к тахографам

Россия и множество государств Европы пришли к общему мнению о необходимости взять под личный контроль сферу грузоперевозок на межгосударственных дорогах.

В итоге участвующие государства пришли к единому постановлению – «Европейское соглашение, по работе автомобильных экипажей на международных перевозках».

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Каждый участник утвердил свой нормативно-правовой документ для урегулирования отношений в этой сфере, а конкретно в России он называется «36 приказ Минтранса о тахографах».

Этот акт собирает в себе все области перевозок, которые должны регулироваться на государственном уровне.


Коротко об основных положениях приказа № 36 о тахографах

Относительно недавний приказ Министерства транспорта № 36 утвердил множество требований с бортовым приборам фиксации, которые монтируются как на средние, так и на крупные по габаритам машины. Помимо этого, были установлены сроки и особенности установки и эксплуатации для транспорта различной спецификации.

Приказ делится на несколько приложений, в которых перечислены основные требования к тахографу и его комплектующим.

1 глава

Тут описываются общие положения о комплектации, дополнительных модулях и режимах работы прибора, а также о персональных картах и программном обеспечении.

2 глава

Требования к функциональным возможностям прибора и его особенности конструкции:

  • Особенности работы с персональной картой водителя.
  • Допустимое время работы.
  • Основные функции.
  • Возможные сбои.

3 глава

В этом параграфе изложены требования к персональным картам водителя. Подробно указаны необходимые характеристики:

  • Визуальные и качественные показатели.
  • Защита от потери информации.
  • Функциональные свойства.

Приказ Министерства транспорта № 36 по тахографам согласовал 4 вида карты:

  • Для проверяющего лица.
  • Для сотрудника.
  • Для компании.
  • Для сервиса

В приложении к закону установлены особые правила эксплуатации для каждого типа карты:

Каждая карта должна содержать исчерпывающую информацию о её владельце, так как она является личным идентификатором владельца или участника перевозки.

На неё ежедневно записываются все параметры, включая данные извлечения и установки в тахограф.

Цены на карты для тахографов можно узнать - Здесь!

Таким образом и совершается контроль на протяжении всей детальности.

По приказу № 36 о тахографах к водителю выдвигаются следующие требования:

  • Перед каждым отъездом воитель обязан вставить карту в прибор и активировать ей с помощью пин-кода.
  • Заполнить прибор информацией о спецификации своей деятельности и локации работы.
  • Незамедлительно предоставлять карту по требованию контролирующих органов.
  • Не использовать испорченную или деформированную карту.
  • Хранить данные на вторичном источнике (печать).
  • Извлекать карту в конце рабочего дня.

Водителю запрещается:

  • Пользоваться транспортом без бортового фиксирующего устройства.
  • Использовать вышедший из строя прибор.
  • Самостоятельно уничтожать информацию.


Технические требования к тахографам по приказу № 36

Помимо требований к транспортному средству, водителю и другим владельцам транспорта, приказ утверждает необходимостью оснащать машину тахографом соответствующим следующим параметрам.

Требования к функционалу и конструкции тахографа:

  • Способность блокировать извлечения карты до полной остановки.
  • Сохранения данных в конечном, не подлежащем изменению виде.
  • Автоматическая запись фактов об извлечении и установки карты.
  • Фиксировать скоростной путь и пройденных километраж.
  • Обеспечивать доступ для нескольких владельцев.
  • Проверка соответствия блока СКЗИ и карты.
  • Самостоятельное определение вида карты.
  • Фиксация карты после установки в слот.

Требования к картам:

  • Текст карты должен быть разграничен цветом для каждого отдельного владельца.
  • Обеспечивать хранение данных на 84 календарных дня с момента начала эксплуатации.
  • Карта должна быть изготовлена из поликарбоната.
  • Иметь интерактивную функцию.

Оформить заказ - на карту для тахографа.

На карте содержатся данные о сфере деятельности и информация о физическом лице. Она должна иметь встроенный микропроцессор для идентификации данных и серийный номер

Более подробно о всех вышеуказанных требованиях можно узнать в приказе Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам...». Он находится в свободном доступе и содержит всю необходимую информацию для осуществления законной транспортной деятельности.

Для более глубокого рассмотрения правового акта, остановимся на некоторых особенно важных деталях.

На что обратить внимание в первом разделе

Как мы выяснили, в первом разделе говорится о комплектации и режимах работы прибора. А именно, в составе аппарата должны быть внешние составляющие (специализированные карты, антенны для приема информации с GPS или ГЛОНАСС, датчики движения, монтажные элементы для присоединения составляющих оборудования друг к другу и их монтажа на транспортное средство (ТС), антенны для получения необходимых сведений в форме сигналов GSM/GPRS) и само бортовое устройство.


При этом оно обязательно должно быть оснащено надежным корпусом для предотвращения несанкционированного вскрытия. Устройство включает в себя следующие составляющие: 

  • механизм для обработки получаемых и отправляемых данных;
  • средство для выполнения аппаратно-программного шифрования;
  • блок памяти для размещения обработанной информации;
  • модуль для связи;
  • датчики изменения скорости;
  • приспособления для ввода карт;
  • дисплей;
  • кнопки на случай аварий;
  • инструменты сигнализации;
  • разъем для подключения дополнительных бортовых устройств;
  • клавиатура;
  • вход для дополнительных антенн;
  • слоты для СИМ-карты.

Упомянутое средство для выполнения программно-аппаратного шифрования ответственно за следующие опции:

  • Аутентификация водителя по его карте.
  • Регистрация получаемой и отправляемой информации путем создания защищенного архива.
  • Размещение данных, обладающих ограниченным доступом, с указанием времени и местоположения ТС на текущий момент.
  • Преобразование получаемых сигналов навигационных систем спутникового типа GPS или ГЛОНАСС в данные без возможности корректировки.

На что обратить внимание во втором разделе

Приказ Минтранса № 36 об утверждении требований к тахографам регламентирует, что оборудование используется, главным образом, для обеспечения достоверной и целостной информации, которая регистрируется вспомогательными устройствами и сохраняется в памяти системы. При этом вся информация записывается в некорректируемом виде для достижения максимальной защиты. Это возможно благодаря использованию особенных электронных подписей, что позволяет стопроцентно выявлять произведенные изменения и корректировки сведений, их фальсификации. 

Также тахограф отвечает за правильное внесение в блок СКЗИ установочных данных для каждого автоводителя. Под этой информацией подразумеваются сведения для идентификации ТС, квалифицированные сертификаты.


Активированный прибор может работать в четырех режимах:

  • Работа. Включается при вождении ТС после того, как автоводитель производит активацию своей индивидуальной картой. Здесь записывается время, когда водитель работал и отдыхал, регистрируются все совершенные передвижения, возникающие события, неисправности системы и сбои.
  • Изменение данных. Если необходимо внести коррективы, это делается после активации картой мастера.
  • Контроль. Запускается картой контроллера. Здесь открываются сведения о работе автоводителя, это своеобразный отчет.
  • Предприятие. В рамках данного подраздела проверяется не только деятельность водителя, но и необходимые рабочие параметры и свойства автомобиля. Для активации нужна специальная карточка предприятия.

Таким образом, приказ Минтранса № 36 о тахографах четко разграничил режимы, в которых может функционировать оборудование. Особого внимания заслуживает рассмотрение первого из них, ведь в нем аппарат работает большую часть времени.

Возможности аппарата в рабочем режиме: 

  • Определение скорости движения ТС, при условии, что имеются необходимые для этого сигналы системы ГЛОНАСС. Погрешность при этом может составлять не больше 5 км/ч.
  • Регистрация значений скорости ТС происходит в некорректируемом виде, то есть водитель или другое лицо не может изменить данный показатель.
  • Определение скорости движения, исходя из импульсов, идущих от датчиков движения.
  • Подача сигнала для старта регистрации скорости движения ТС. Регистрация начинается в тот момент, когда показатель превышает 1,8 км/ч или тогда, когда от датчика движения начинают идти импульсы с частотой от 1 импульса в 5 сек.
  • Автоматизированное уточнение коэффициентов соответствия преодоленного пути, скорости и частоты импульсов от датчика.
  • Определение местоположения ТС с точными координатами. Погрешность при этом составляет не более 3 м. Главное условие — должны подаваться сигналы от ГЛОНАСС.
  • Постоянная ежесекундная регистрация местоположения.
  • Определение расстояния, которое было преодолено в течение этих суток. Погрешность при этом составляет 0,1 км, частота определения – ежесекундно.
  • Регистрация полного расстояния, то есть общего пробега. Частота измерения – аналогичная.

Изданный Минтрансом приказ № 36 о Тахографах устанавливает, что когда прибор работает с картами, он обязательно регистрирует время ввода и вывода карточек, определяет их типы и контролирует их действительность, открывает доступные опции и функции, аутентифицирует СКЗИ, записывает необходимую информацию в неизменяемом виде, блокирует карту после ввода для предотвращения некорректной работы. 

На что обратить внимание в третьем разделе

Согласно правовому акту, оборудование активируется специальными картами. Такие удостоверения также содержат определенную информацию и отвечают за ее хранение. А именно имеют серийный номер, с помощью которого осуществляется идентификация микропроцессором. 

Также на них указаны:

  • название организации, в которой работает водитель;
  • срок действия; 
  • ФИО, дата рождения и номер водительских прав владельца карты;
  • название органа, который их выдал. 

Перед тем, как начать эксплуатацию карты, проверьте, что на ней были все перечисленные пункты. 

Таким образом, обновленный Приказ Министерства транспорта России устанавливает ряд требований к тахографам, несоблюдение которых может повлечь наказание.


У вас остались еще вопросы?
Звоните прямо сейчас 8 (800) 22-22-502
или пишите нам: cart@rctahograf.ru
вернуться к оглавлению

Узнать про тахографы еще больше

Все что Вы должны знать о тахографах КАСБИ
Тахографы – изменения в 2016 году
Что такое активация тахографа и почему она необходима